Франчайзинг, коммерческая концессия, франшиза (от фр. franchir, «освобождать») — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения или право действовать от своего имени, используя торговые марки и/или бренды франчайзера.

В общем смысле, франчайзинг — это «аренда» торговой марки или технологий.

Выделяются следующие признаки франчайзинга:
• франчайзер получает отчисления за использование своей торговой марки;
• франчайзи выплачивает начальный взнос за право стать частью системы;
• франчайзер предоставляет франчайзи систему ведения бизнеса.

В основе ведения бизнеса на основе коммерческой концессии (франчайзинга) в России, в отличие от общепринятой мировой практики, лежат иные экономические мотевации, основаные, в основном на реалиях российского бизнеса.

Примером того является франчайзинг компании "Ростикс" "KFC", по сути франчайзинг KFC стал вынужденным для Ростикса в виду того, что методы ведения бизнеса "Ростикс" по сути просто копировали ведения бизнеса "KFC" за исключением соблюдения качества KFC, стандартов обслуживания, обучения персонала, оформлением ресторана, рекламной и маркетинговой компании. Выше указанный фрайчайзинг был принять в результате судебного решения.

Подобная практика является общепринятой в России и странах СНГ, за исключение крупных игроков рынка франчайзинга, которые пришли на рынок России одни из первых. Ярким тому примером является компании: Coca-Cola, PepsiCo, McDonald's, Oriflame. Вследствие того, что эти компании первые сталкнулись с реалиями ведения бизнеса в России и странах СНГ, основанных на взятках и откатах. Недаром, крупнейшие, представленные на рынке России западные компании, договорились о безвзяточном ведения бизнеса в России и странах СНГ.

Другие яркие примеры неполноценного франчайзинга (или чисто Российского) являются: Тур-агенства «VKO», «Мосттревел», авиакомпания «РедВинкс». Которые по сути должны купить френчайзинг у немецкого тур оператора - Туи (включая авиакомпанию).

Плюсы франчайзинг :

• Использование проверенной бизнес-системы.
Прежде чем предлагать свою франшизу на рынке, франчайзер должен «довести до ума» свою бизнес-систему, отработать все бизнес-процессы и доказать эффективность своего бизнеса. Более того, франчайзер для эффективного развития франчайзинговой сети должен иметь флагманское предприятие, на основании которого и происходит клонирование бизнеса. Поэтому, приобретая франшизу, предприниматель приобретает уже проверенную и отработанную бизнес-модель, которая доказала свою эффективность.

• Возможность открыть собственное дело.
Несмотря на то, что франчайзер имеет определённую степень контроля над франчайзи, которая направлена в основном на повышение эффективности деятельности партнёров путём выявления возможных проблем партнёрских предприятий на стадии их зарождения, франчайзи сохраняет экономическую и юридическую самостоятельность.

• Возможность выбора отрасли.
Потенциальный франчайзи имеет возможность ознакомиться с бизнесом Франчайзера до этапа инвестирования собственных средств. Это можно сделать на основе открытой информации — коммерческого предложения Франчайзера и его действующих предприятий, как собственных, так и партнёрских.

• Возможность снизить риски.
Открывая партнёрское предприятие, при хорошо проработанной франчайзинговой программе, франчайзи становится частью «семьи», то есть, в отличие от открывающегося независимого предприятия, Франчайзер не оставляет партнёров один на один с множеством проблем и рисков начинающего бизнеса.

• Удачный выход на рынок обеспечен.
Одним из основных требований к франшизоспособному бизнесу является востребованность предоставляемых компанией-франчайзором товаров или услуг. Поэтому, покупая успешную бизнес-идею и начиная свою деятельность под уже известным брендом, франчайзи к началу открытия своего предприятия уже имеет круг лояльных бренду потребителей.

• Минимальные затраты на рекламу и маркетинг.
В связи с тем, что Франчайзи начинает вести свою деятельность как часть известной сети, его затраты на первоначальную рекламу сводятся к обеспечению рекламы открытия франчайзингового предприятия на локальном рынке. Также дело обстоит и с текущей рекламой, которая направлена на «раскрутку» франчайзинговой сети в данном конкретном регионе.

• Получение доступа к базе знаний франчайзера.
Франчайзер, предоставляя партнёрам свою бизнес-систему, передаёт не только отлаженный механизм, но и «инструкцию» по её эффективному использованию. Франчайзер обучает своих партнёров тому, как нужно эффективно строить бизнес, учитывая все его специфические особенности.

• Гарантированная система поставок.
Так как франчайзинг, как правило, для компаний является приоритетным направлением деятельности, и партнёры — Франчайзи — имеют самые лучшие условия, Франчайзер стремится обеспечить данное направление наибольшими ресурсами, в том числе это касается и вопросов поставки.

Недостатки франчайзинга:

• Роялти может иметь очень высокий размер при том, что франчайзи управляет по ряду причин эффективнее.
• Часто стоимость поставки того же товара тем же поставщиком выгоднее для франчайзи за счёт более удобного расположения или большей платёжной дисциплине, что противоречит концепции.

Известные компании-франчайзеры:

Существует много компаний, которые предоставляют «бизнес под ключ». При этом следует отметить, что компания может иметь некоторое кол-во объектов и в своей «личной» собственности.

• Вопреки расхожему мнению, только 15 % ресторанов McDonald’s в мире принадлежат непосредственно компании «McDonald’s Corporation», все остальные являются собственностью генеральных (национальных) дистрибьютеров (франчайзи). Условия использования очень жесткие — договором регламентируются такие мелочи, как цветовая гамма и размер столиков.
• Известная торговая марка одежды Columbia sportswear company, в настоящее время полностью перешла на продажи по франчайзингу. Условия использование не очень жесткие, главные требования — наличие торговой площади не менее 100 кв.м. в отдельно стоящем здании на проходной торговой улице или в торговом центре, и стартовая закупка товара минимум на $80 тыс.
• В России франчайзинговой деятельностью известна компания 1С, у которой насчитывается более 6 000 франчайзи.